Сайт учителя начальных классов

МОУ "Бичурга - Баишевская СОШ" Шемуршинского района

 Чувашской Республики

Ермолаевой Наталии Валентиновны

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Урок развития связной речи. Обучающее сочинение

 

Цели урока: учить видеть прекрасное в обычном явлении природы; формировать умение четко, полно, широко излагать свои мысли описывать осеннюю природу; воспитывать чувство любви к приро­де, бережного отношения к окружающему миру; развивать моноло­гическую речь учащихся, воображение, творческие способности.

 

Оборудование:   репродукции   картин   с   изображением   осенней природы; запись музыки П. И. Чайковского «Времена года»(осень); красивые осенние листья.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Лес — точно терем расписной—

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, стройною стеной

Стоит над пестрою поляной.

И. Бунин

III. Работа по теме урока

— О каком времени года сказал поэт?

— Как определили?

— Какие три осени вы знаете?

— Почему осень называется золотой?

— Почему про лес говорят, что он пестрый? (Звучит музыка П. Чайков­ского.)

Осень — долгое время. Она обычно начинается как праздник красок,а заканчивается ненастьями, когда деревья стоят голые, грязь, дождь, сы­рость. Осень — это не только краски, но и особенные звуки и запахи.

Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает что-то свое.  И если мы прочитаем о том, как видит и чувствует осень поэт, писатель, если каждый из нас расскажет, как он сам видит осень, для вех нас осень станет богаче, выразительнее.

Расскажите о своей осени (ответы детей). А теперь послушайте, какой увидели осень наши поэты.

Осень

 


Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березки на плечах.

У калины и рябины

Вьются стаями дрозды,

Под окошком георгины

Красотой своей горды.

Утром  мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

 


Е. Трутнева

Где тихий, тихий пруд

Где тихий, тихий пруд, где тихая беседка,

 Где сам с собой паук беседовал нередко,

 И тихо короеды вели свои беседы.

И слушал жук лесной и шевелил усами,

Теперь там дождь косой беседует часами,

Кленовый желтый лист с березовым сошлись,

Сошлись туда беседовать, на холода посетовать.

Э. Мошковския

Осень!

Дождь, дождь, целый день барабанит в стекло,

Вся земли, вся земля от воды размокла.

Воет, воет за окном недовольный ветер.

Хочет двери он сорвать со скрипучих петель.

Ветер, ветер, не стучи в запертые сени,

Пусть горят у нас в печи жаркие поленья,

Руки тянутся к теплу, стекла запотели,

На стене и на полу заплясали тени.

Собирайтесь у меня слушать сказку у огня.

Я. Аким

-Подумайте, какие приметы осени главные? Какое настроение они у вас вызывают?

-Давайте составим словесный ряд-словарь осенних настроений.

 


беспокойное

боязливое

волшебное

грустное

доброе 

загадочное           

ленивое 

мечтательное

мрачное

спокойное

 неуютное

обиженное

нежное              

печальное

неуютное

обиженное

печальное

полугрустное                

приятное

противоречивое

радостное

светлое

сказочное

солнечное

сонное

спокойное

таинственное

теплое

тихое

торжественное

тревожное

удивленное

хмурое

чудесное

 


                        

 



— Какое природное явление бывает только осенью? (Листопад) На фоне музыки П. И. Чайковского осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разное настроение. А у самих листьев может быть настроение? Они могут что-нибудь чувствовать, о чем-то думать?

Сегодня на урок вы принесли самые красивые листья. Попробуйте поведать историю одного листа, его чувства, его настроение.

Теперь послушайте и постарайтесь понять настроение опадающих листьев, увиденных мастерами слова.

Листья

Пусть сосны и ел и всю зиму торчат,

В снега и метели закутавшись, спят.

Их тощая зелень, как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет, но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя, цветем и блестим

И краткое время на сучьях гостим.

Вес красное лето мы были в красе, .       -.

Играли с лучами, купались в росе.

Но птички отпели, цветы отцвели,

Лучи побледнели, зефиры ушли.

Так что же нам даром висеть И желтеть?

Не лучше ль за ними и нам улететь!

О буйные ветры, скорее, скорей!

Скорей нас сорвите с докучных ветвей!

Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,

Летите, летите! Мы с вами летим.

Ф. Тютчев

«... Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по тропе, и осенний лес мне становится, «как море, а полянка в лесу, как остров...»

М. Пришвин

Осенью улетают и птицы. (Е. Благинина. «Улетают...»)

У каждого человека своя осень и по приметам, и по настроению. И это большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку или кар­тину очень близкую вашей личной осени.

Посмотрите на картины. Есть ли среди них близкие вам по духу? Кто услышал очень близкие слова, тех я поздравляю со счастливой встречей. А кому удалось для себя найти новые осенние приметы, то это тоже замечательно.

IV. Определение темы, идеи, типа речи сочинения

— Итак, какова тема нашего сочинения? (Осень)

В чем его идея? (Красота осенней природы.)

—Тип речи нашего сочинения? (Описание)

 План типа речи описания:

1) Предмет описания — осень.

2) Главные признаки осени: дни короче; воздух свеж, прохладен; травы и земля; птицы и звери.

3) Вывод.

— Назовите признаки типа речи описания (одновременность действий  -можно поставить вопросы: какой? какая?).

О чем I часть нашего сочинения? II часть? III часть?

V. Написание сочинения (на следующем уроке)

VI. Редактирование сочинения (через урок)




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".